Четверг, 25.04.2024, 20:55

Добро пожаловать на сайт автоклуба E&S_tuneClub

Вы вошли как "Гость"
Логин:
Пароль:
Снежный приорыч
Сообщение:
Вы вошли как "Гость". Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем фотоальбомам и темам форума.
Категории раздела
АвтоЗвук [9]
Разное [2]
Люди говорят
Поиск по сайту
Наш опрос
Какие доработки Вам больше по душе?
Всего ответов: 920
Облако тегов
Статистика
Онлайн всего: 1
Прохожих: 1
Местных: 0
Всего пользователей: 18746
Главная » Статьи » Автожизнь » АвтоЗвук

Четвертьволновой резонатор
В данной статье хочу рассказать, что коробов для саба не 4 вида, как описано здесь. А по крайней мере 5, а именно ЗЯ (Закрытый ящик), ФИ (Фазоинверторный), FreeAir (динамик без короба), БП(BandPass) и ЧВ (Четвертьволновой резонатор) - о нём я и хочу рассказать подробнее.
Классический четвертьволновой резонатор представляет из себя тоннель определенной длины и определенной площади сечения, и все. Он удивительно прост в расчетах и при наличии свободного пространства, прост и в изготовлении.

Основные преимуществами ЧВ являются:
- низкий уровень групповых задержек, точность проработки баса и детальность порой даже выше закрытого ящика;
- плавный и на удивление широкий диапазон воспроизводимых частот, при правильном подходе ЧВ легко отрабатывает как верхний бас, так и самый нижний;
- высокий КПД, с одинаковой мощности Вы получаете отдачу, в среднем на 20-40% превышающую фазоинверторы или бандпассы, и на 150-300% закрытый ящик.
Однако, есть и недостатки:
- занимает приличную часть багажника, если не его весь;
- довольно требователен к выбору динамика, слабые магнитные системы, низкая величина линейного хода и тяжелая подвижная часть – все это не для ЧВ, впрочем, среди сабвуферов DD такого Вы и не встретите;
- противопоказан к использованию с мощностями, в 2 и более раза превышающими номинальную мощность сабвуфера.
На рисунке представлена принципиальная схема работы ЧВ, где красной линией указана расчетная длина туннеля.

Рассчитывается ЧВ следующим образом. Площадь сечения туннеля зависит от калибра сабвуфера, рассчитывается по следующей формуле. Sтуннеля = 1,5*(3,14*((Dсабвуфера/2)^2)). Проще говоря, площадь сечения туннеля равняется полторы площади сабвуфера. Длинна туннеля определяет настройку ЧВ. Используется вот такая простая формула: Lтуннеля = (343/Fb)/4, где Fb – желаемая частота настройки, результат в метрах. Рекомендуется использовать настройки от 34 до 47Гц, оптимальной настройкой является 39-42Гц.
Таблица средних площадей динамиков.
- 8" 195 кв.см
- 10" 310 кв.см
- 12" 480 кв.см
- 15" 810 кв.см
- 18" 1210 кв.см
Пример расчета ЧВ, настроенного на 40Гц, для сабвуфера калибром 12″(Эффективная площадь - 480 кв.см). Sтуннеля = 480*1.5 = 730кв.см. Lтуннеля = (343/40)/4 = 2,14метра. Для удобства, длинна туннеля (L) на всех наших рисунках изображена красной линией. Как мы видим, длина прямого ЧВ выходит около 2-х метров, для автомобиля это конечно не приемлемо и на практике не используется. Для того, чтобы уместить туннель такой длины в багажник, его необходимо свернуть. На рисунке ниже показаны классические схемы сворачивания туннеля. Рассчитали, выбрали наиболее удобную форму сворачивания, путем не сложных геометрических построений и расчетов выполнили чертеж, и готово, можно пилить и наслаждаться великолепным басом!

Для пользователей, которым качество звучания особенно важно, рекомендуется использовать сужающийся свернутый ЧВ. Он гораздо сложнее в изготовлении и больше в объеме, но результат безусловно впечатляющий – бас уникально быстрый, точный и глубокий. Этот вид корпуса отлично себя проявит в соревнованиях на качество звука. Разница с классическим ЧВ заключена в том, что туннель плавно сужается от 3 площадей НЧ динамика в начале до 1.5 на выходе в конце. Традиционные схемы сужающегося свернутого ЧВ показаны на рисунке ниже.

Наверняка после предварительных расчетов всех Вас беспокоит вот такой вопрос: “габариты корпуса выходят слишком большими для желаемой настройки, что будет если уменьшить площадь сечения…?” Ответ на этот вопрос прост – при уменьшении площади сечения вплоть до 0.75 площади НЧ динамика постепенно исчезают и все преимущества ЧВ. На еще меньших площадях сечения туннеля появляются неприятные струйные шумы. При площади туннеля меньше 0.5, струйные шумы вероятно на слух будут громче баса. Думаю, что теперь многим стало понятно, что такое ЧВ и почему он столь обсуждаем. Стройте свои уникальные басовые установки и делитесь впечатлениями!
Частота, Расчетная длинна ЧВ
- 30Гц 2.86м.
- 31Гц 2.78м.
- 32Гц 2.7м.
- 33Гц 2.62м.
- 34Гц 2.54м.
- 35Гц 2.46м.
- 36Гц 2.398м.
- 37Гц 2.336м.
- 38Гц 2.274м.
- 39Гц 2.212м.
- 40Гц 2.15м.
- 41Гц 2.102м.
- 42Гц 2.054м.
- 43Гц 2.006м.
- 44Гц 1.958м.
- 45Гц 1.91м.
Добавлю еще то что ЧВ строится не так как обычный ФИ. Унего нет такой величины как обьем, есть только два основных параметра
Длина и площадь. После расчетов используя эти два параметра можно рассчитать короб.Используя площадь, находим высоту и ширину которая будет максимально удобной. Длину ЧВ размещаем лабиринтом как будет удобно.
Вот мой ЧВ на 39 гц в Hyundai Accent :
Категория: АвтоЗвук | Добавил: PsychoX (07.12.2013) | Автор: PsychoX
Просмотров: 4172 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/3
Всего комментариев: 2
1 SAshoK763  
Хорошая статья, но фото надо подправить.

2 PsychoX  
Не знаю как уменьшать к сожалению(

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
sundown audio интернет магазин radar
nakleiki
Главная | Теги | О нас | Обратная связь | Реклама и сотрудничество | Регистрация | Войти
By E&S_tuneClub © 2009-2024
в начало страницы