|
Понедельник, 21.07.2025, 05:25
Добро пожаловать на сайт автоклуба E&S_tuneClub
Вы вошли как "Гость"
|
|
|
|
|
Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Настройка фазоинвертора
| |
Nikolai404 | Дата: Четверг, 09.02.2012, 23:39 | Сообщение # 1 |
 Завсегдатый
Группа: Администраторы
Сообщений: 1106
Статус: Не тут
|
Понимание, доработка и настройка акустического оформления типа «Фазоинвертор». Все просто! Не нужно иметь степень по физике, не нужно высшей математики, лишь логика и здравый смысл – ведь это все, что Вам нужно, чтобы получить достойный звук. В этом разделе постараемся разложить все «по полочкам», доступно и понятно описать работу и настройку корпуса типа «Фазоинвертор». Обладая знанием – исследуйте и творите свои уникальные системы! Фазоинвертор - тип акустического оформления, объединяющий высокое качество звучания, внушительную громкость, простоту в построении и дальнейшей настройке, так же, ФИ сравнительно мал в плане вытесняемого в багажнике пространства. Мы рекомендуем использовать оформление такого типа всем нашим пользователям в качестве первого корпуса, так же, мы тестируем и рекомендуем начальные, наиболее универсальные в реальной работе, параметры корпуса типа ФИ. Но, как всем Вам известно, из каждого правила есть исключения. И если рекомендованные нами решения удовлетворяют большинству Ваших требований, то всегда найдутся такие, кому нужно что то свое – это и участники различных соревнований, и любители «ветра», и любители «прокачивать площадки»… Эта статья посвящается как раз таким людям, построившим стандартный корпус и желающим получить больше – больше качества, или больше давления, или глубже бас, или…или… Раздел 1. Вникаем… Для начала давайте разберемся, как работает ФИ. Если закрытый ящик(ЗЯ) попросту устраняет волны, созданные обратной стороной диффузора, то ФИ преобразует эти волны в "полезные", за счет чего происходит существенный рост эффективности и звукового давления. Несомненным плюсом ФИ, в сравнении с ЗЯ, является значительно более высокая эффективность и громкость, минус ФИ - высокий уровень групповых задержек, выраженный в "размытости" и более низкой точности баса. Порт передает энергию в значительно более узком диапазоне, чем фронтальная часть диффузора. Потому изменения затрагивают лишь часть общего диапазона работы сабвуфера. Впрочем, для большинства значительный выигрыш в громкости или эффективной ширине диапазона куда более важен, чем не такой значительный проигрыш в качестве, от того ФИ - это, пожалуй, самый популярный корпус сегодня. Схематическое изображение принципиальной конструкции корпуса ФИ изображено на рисунке ниже.
ФИ имеет 2 составляющие - объем(как передаточная среда) и порт(как дополнительный излучатель). Принцип работы оформления типа «фазоинвертор» - корпус инвертирует по фазе энергию обратной стороны диффузора и при помощи порта передает ее в среду, тем самым усиливая акустическую отдачу. Проще говоря, корпус делает из "отрицательных" волн "положительные", эти "положительные" волны и усиливают итоговую отдачу. В случае с ФИ, мы настоятельно рекомендуем использование фильтра инфранизких частот. Раздел 2. Углубляемся. С принципом работы разобрались, теперь перейдем к практике. Мы уже много лет проводим тестирование корпусов типа ФИ и за годы работы выявили наиболее востребованные параметры корпуса, которые удовлетворят большинство наших пользователей. Но если есть желание получить действительно что то особенное от баса - придется поработать и настроить ФИ индивидуально. При правильном подключении, диффузор движется сначала вверх, создавая разряжение в корпусе, за тем вниз, создавая сжатие. И это нормально, но в частных случаях лучше работает в обратном порядке. Потому, первое что мы попробуем изменить – заставим диффузор перемещаться сначала вниз, затем вверх. Для этого достаточно лишь поменять полярность подключения динамика – «перепутаем» плюс с минусом, теперь диффузор сперва переместится вниз и это серьезно изменит звучание. Не путайте акустические клеммы с питанием, подключив питающие провода к усилителю не верно, Вы гарантированно его сожжете. Размяли динамик, отслушали наш стандартный корпус, поигрались с настройками магнитолы и частотами срезов, покрутили эквалайзеры и прочие «улучшайзеры»… что то все равно не устраивает? Так перейдем к существу вопроса и изменим корпус так, чтобы устраивало все!
137->135->138->140->142->144->146->...
|
|
| |
Nikolai404 | Дата: Четверг, 09.02.2012, 23:42 | Сообщение # 2 |
 Завсегдатый
Группа: Администраторы
Сообщений: 1106
Статус: Не тут
| Настройка. Давайте сразу договоримся, во многих источниках под "настройкой" ФИ принято понимать некую единственную частоту. Мы якобы можем включить какую нибудь программу, в которую нужно внести какие то параметры и которая сразу же нам скажет и нарисует нужный ящик. Все это в корне не верно. Настройка - это осознанный и практический процесс, итогом которого является нужный результат, не зависимо от того, будет это качество звука или какое то сверх-естественное давление или особенно широкий диапазон. Объем служит для того, чтобы изменить полярность обратной волны с "-" на "+", порт же является своего рода передатчиком энергии. Проще говоря, объем нужен тем больше, чем ниже и глубже нужен бас, порт же нужен строго определенный, тк от порта зависит то, на сколько и какая именно частота будет усилена. Еще проще говоря, объем устанавливает рамки рабочего диапазона, порт усиливает нужную часть диапазона или расширяет его вверх или вниз. Далее рассмотрим то, как на практике происходит процесс настройки корпуса. И для начала определим основные параметры, которые мы сможем измерить, ощутить, услышать и изменить. Не будем углубляться в физику, оно и не нужно, будем размышлять проще... Громкость – все знают что это такое, измеряется в Децибеллах (Дб). Громкость бывает пиковая (большинство соревнований SPL), измеряется максимальный результат на одной частоте, и усредненная (формат LoudGames) – измеряется ряд частот, среднее значение принимается за конечный результат. Разницу в 3Дб мы уже можем услышать, разница в 10Дб очень хорошо ощутима на слух любому. Эффективность – этот параметр описывает то, сколько фактической громкости мы получаем с одинаковой подводимой мощности. Пример: имея 500Вт, менее эффективный корпус даст 110Дб в среднем, более эффективный – 120Дб. Нашей задачей является получить максимум эффективности на всех воспроизводимых частотах. Диапазон воспроизводимых частот – применительно к сабвуферу это диапазон частот от 20 до 100Гц. В идеале сабвуфер должен воспроизводить все эти частоты и с одинаковой громкостью, но в реальности этого конечно нет, сабвуфер отрабатывает часть диапазона и имеет спад громкости ближе к граничным частотам своих возможностей. Наша задача – заставить сабвуфер фактически воспроизводить частоты от 20 до 100Гц, но современные автомобильные мидбасовые динамики способны работать в диапазоне уже от 70-80Гц, а многие и от 50-60Гц, что существенно облегчает задачу. Групповое время задержек(ГВЗ) – измеряется в миллисекундах, и чем оно выше, тем менее «содержательным» наш бас будет. На практике большое ГВЗ выражается в явном «запаздывании» баса, в отсутствии множества деталей, в «обмякшем», не эмоциональном и «гудящем» басе. Почему «групповое время» - если задержка одинакова на каждой воспроизводимой частоте во всем слышимом диапазоне от 20 до 20000Гц, то бас будет идеален и точен не зависимо от того, на сколько велика эта задержка. Более того, наличие задержки естественно, и чем ниже частота, тем выше задержка. Но в реальности разница между временем задержки на разных частотах гораздо выше идеала и куда менее постоянно, и ввиду этой непостоянной разницы звук превращается в кашу – одна частота играет раньше, другая позже. Наша задача – снизить ГВЗ до естественного уровня. Максимум эффективности в полном диапазоне воспроизводимых частот при минимуме ГВЗ – наш рецепт идеального корпуса. В реальности же, как обычно, все не так просто, выигрывая в одном, жертвуем чем то другим… Имея корпус типа «Фазоинвертор», мы оперируем тремя взаимосвязанными переменными – объем, площадь порта и длина порта. Изменяя их, мы имеем возможность добиваться нужного результата по каждому из вышеперечисленных параметров. Разберемся, за что отвечает каждая из этих переменных и как изменения повлияют на параметры звучания, а так же, как повлияет изменение на здоровье нашего динамика и надежность системы в целом.
137->135->138->140->142->144->146->...
|
|
| |
Nikolai404 | Дата: Четверг, 09.02.2012, 23:44 | Сообщение # 3 |
 Завсегдатый
Группа: Администраторы
Сообщений: 1106
Статус: Не тут
| Объем. Увеличивая объем, мы увеличиваем эффективность, но увеличиваем и ГВЗ, перемещаем нижнюю границу диапазона вниз, но так же, вниз перемещаем и верхнюю границу. И наоборот. Объемом мы задаем границы диапазона воспроизводимых частот. Все знают о том, что с понижением частоты растет длина волны, а это значит, что чем больше объем, тем больше будет время задержки тыловой волны и тем более эффективным будет преобразование тыловой волны с "-" на "+" на нижних частотах, но тем менее эффективным будет преобразование на верхних частотах. С увеличением объема, увеличивается уровень и ГВЗ внизу и вверху, но если внизу диапазона увеличение ГВЗ воспринимается как естественное, то вверху это совсем не так. Изменения эффективности так же происходят, с увеличением объема растет эффективность внизу, но падает вверху. Безусловно, объем оказывает влияние и на ГВЗ, и на эффективность, но это влияние не велико и находится вблизи естественных пределов. Главная задача объема - получение нужного эффективного диапазона воспроизводимых частот. Динамик и объем связаны между собой. Чем больше используемый объем, тем эффективнее динамик должен быть. Простой пример: 8" динамик запускаем в объеме 150 литров, звука практически не будет, но 18" динамик в том же объеме легко даст полноценный бас. Все дело в том, что с увеличением линейного хода, или с увеличением размера, или с увеличением эффективности, или с увеличением сразу всех трех этих характеристик, динамик способен эффективно воздействовать на бОльшую массу воздуха. В результате наших собственных тестов мы уже определили для вас наиболее эффективный объем для каждого нашего сабвуфера, иными словами, мы определили диапазон, в котором сабвуфер будет работать так, чтобы было возможно получить наиболее качественный звук благодаря отсутствию "провала" между мидбасом и сабвуфером, при этом мы измерили множество различных мидбасов в различных реальных условиях, определив, что нижняя воспроизводимого ими диапазона - 69-84Гц.Если Ваш мидбас реально и эффективно работает ниже обозначенных рамок, то мы рекомендуем увеличивать объем, в следствии чего сабвуфер будет работать ниже, а жертва верхней границей окажется безболезненной для системы. С объемом разобрались, с его помощью задаем начальные границы диапазона, теперь рассмотрим порт. Порт имеет 2 параметра - площадь сечения и длина, и изменяя эти параметры, мы определяем, какой ширины диапазон будет усилен портом, в какой части рабочего диапазона будет располагаться это усиление, на сколько эффективным будет усиление, как это повлияет на ГВЗ.
137->135->138->140->142->144->146->...
|
|
| |
Nikolai404 | Дата: Четверг, 09.02.2012, 23:44 | Сообщение # 4 |
 Завсегдатый
Группа: Администраторы
Сообщений: 1106
Статус: Не тут
| Длина порта. Увеличивая длину порта, тем самым мы увеличиваем массу воздуха в порте, то есть, увеличиваем нагрузку на динамик, заставляя его "толкать" бОльшую массу воздуха. Больше воздуха - выше эффективность, но выше и уровень ГВЗ. Длина порта на прямую влияет на динамик, повышая или, наоборот, понижая нагрузку на диффузор. В условиях оптимальной нагрузки динамик работает наиболее эффективно, создается и приличный уровень звукового давления и организуются условия для обеспечения достаточно хода диффузора, а значит, и охлаждение звуковой катушки будет достаточным и звук будет приятно глубоким и точным. Увеличивая длину порта, мы конечно увеличиваем эффективность, но увеличиваем и нагрузку на диффузор, ход будет меньше, охлаждение хуже, ГВЗ выше. Наша рекомендация, указанная к каждому динамику - это своеобразная золотая середина между высокой эффективностью и уровнем ГВЗ, что называется "динамик нагружен оптимально". Необходимо иметь ввиду, нагрузка на динамик создается как корпусом ФИ сзади, так и салоном автомобиля спереди. Все наши тесты мы проводим для среднего багажника автомобиля средних размеров. Предположим нагрузка на динамик спереди снижается (слушаем с открытыми дверями или автомобиль слишком большой, типа микроавтобуса), в этом случае длину порта необходимо увеличить, тем самым мы компенсируем падение фронтальной нагрузки повышением тыловой нагрузки. Обратный случай - замкнутое пространство багажника седана ввиду своего ограниченного объема существенно "сдерживает" ход сабвуфера, нагрузку в этом случае так же необходимо компенсировать, но уже путем уменьшения длины порта. Изменяя длину порта, мы так же можем достигнуть и другой цели - расширить диапазон воспроизводимых частот или вверх или вниз, но в этом случае неизбежно выведем систему из равновесия. Увеличивая длину порта, мы, как и в случае с объемом, но в гораздо меньшей степени, увеличиваем и время задержки "тыловой" волны, тем самым повысим эффективность работы сабвуфера в нижней части диапазона. Однако, как уже было сказано выше, сделав это, мы жертвуем "здоровьем" динамика, заставляя его работать выше своих возможностей. Оптимальная же длина порта усиливает весь диапазон воспроизводимых частот, усиливая центральную его часть с плавным падением к краю.
Итак, что мы имеем. Отталкиваясь от наших рекомендаций, увеличиваем длину порта в случае, если необходимо компенсировать нагрузку на динамик. Увеличиваем длину порта чтобы увеличить отдачу внизу рабочего диапазона, увеличить нагрузку на динамик и принести в жертву эффективность и увеличить ГВЗ. И наоборот.
137->135->138->140->142->144->146->...
|
|
| |
Nikolai404 | Дата: Четверг, 09.02.2012, 23:44 | Сообщение # 5 |
 Завсегдатый
Группа: Администраторы
Сообщений: 1106
Статус: Не тут
| Площадь порта. Изменяя площадь порта, мы сужаем или расширяем диапазон воспроизводимых частот сабвуфера, так же, изменяем как эффективность, так и ГВЗ. Площадь, как и длина порта, разгружают или нагружают динамик, изменяя массу воздуха в порте. Чем больше площадь, тем выше ГВЗ и выше эффективность и наоборот. Порт имеет определенную пропускную способность. Чем больше площадь порта, тем выше его пропускная способность, тем лучше порт работает на низких частотах, но тем более узким будет диапазон. Однако, слишком большая площадь порта сильно перегрузит динамик до такой степени, что его эффективность упадет до нуля. И наоборот, слишком малая площадь порта, и о прибавке громкости, свойственной ФИ, можно забыть. Наш порт - это разумный компромисс между шириной диапазона, эффективностью и ГВЗ. В итоге, опять же отталкиваясь от наших рекомендаций, увеличиваем площадь порта в случае, если есть необходимость получить повышенную эффективность в суженном диапазоне частот, или же уменьшаем площадь порта в случае, когда нужно расширить диапазон или снизить ГВЗ, но есть возможность и жертвовать эффективностью.
Комплексные изменения. Как мы видим, и объем, и порт отвечают за одни и те же параметры, но в реальности их влияние не одинаково ни по степени, ни по силе воздействия на конечный результат. Изменяя объем, мы настраиваем диапазон воспроизводимых частот, изменяя порт, мы настраиваем сабвуфер на работу в конкретных условиях. Однако, как Вы уже поняли, существует множество вариантов изменений сразу нескольких параметров, в результате чего есть возможность настроить сабвуфер так, чтобы он работал индивидуально. Это означает, что Вы добровольно жертвуете каким то менее значимым параметром звучания, но получаете возможность выделить гораздо более значимый.
Пределы изменений. Изменение объема всегда будет оказывать менее существенное влияние на характер звучания, чем порт, но пределы изменения объема значительно более широкие. Полезные изменения объема находятся в пределах +-60% от исходного. Изменения площади и длины порта следует делать с особой осторожностью, и в пределах не более 35%. Все изменения, выходящие за эти пределы, повлекут серьезные негативные последствия, перекрывающие все видимые плюсы. Это и существенные изменения звучания в негативную сторону, равно как возможно и очень значительное повышение нагрузки на динамик. Так же, при комплексных переменах остерегайтесь "двойного действия". К примеру, увеличили объем и увеличили длину порта - оба эти действия не просто сильно понизят диапазон воспроизводимых частот, но и крайне серьезно перегрузят динамик. Необходимо проявить максимум осторожности и внимания к внесению изменений подобного характера. Вполне возможно, внося одно изменение, компенсировать его другим. Например, увеличивая объем, уменьшить длину порта и т.п. Такие изменения способны как привести к нужному результату, так и компенсировать нежелательные последствия. Помните, любые изменения полезны до того момента, пока не вносят более существенный вред. Нет таких изменений, которые дают только плюсы и не имеют минусов. Программы для компьютерного моделирования. В природе существует ряд программ, способных смоделировать результат работы сабвуфера на базе некоторых параметров. Мы рекомендуем ознакомиться с такими программами, по одной единственной причине - они способствуют пониманию изложенного материала. Однако, результат моделирования ни в коем случае не должен являться для Вас руководством к действию ввиду того, что ни одна программа на сегодняшний день не учитывает и половины тех нюансов, которые в реальности влияют на работу сабвуфера. Невозможно с помощью программы построить сабвуфер с нуля, однако возможно понять, как то или иное изменение корпуса повлияет на характер звучания в целом. Иными словами, программа поможет только тогда, когда уже есть от чего отталкиваться и нужно внести какие то изменения в уже существующий и рабочий корпус. Начальное руководство мы получили, давайте теперь рассмотрим на реальных примерах применение полученных знаний…
137->135->138->140->142->144->146->...
|
|
| |
Nikolai404 | Дата: Четверг, 09.02.2012, 23:45 | Сообщение # 6 |
 Завсегдатый
Группа: Администраторы
Сообщений: 1106
Статус: Не тут
| Пример 1. Мидбас поставили в ящик или в хорошо подготовленную дверь, теперь он работает значительно ниже и эффективнее чем раньше, а естественная величина задержки на нижней границе мидбасового диапазона возросла. Получается, что нам уже не нужен диапазон работы от 20 до 80Гц, а нужен лишь от 20 до 60Гц. Увеличиваем объем и смотрим что получилось – сабвуфер теперь работает более эффективно и глубоко, а возросшая задержка на верхней границе не оказала влияния на звук, т.к. разница между нижней задержкой мидбаса и сабвуфером не изменилась. Пример 2. Низкокачественный мидбас поставили в штатное место… При таких условиях возникает существенный провал между сабвуфером и мидбасом, в результате ряд частот мы просто не слышим, а сабвуфер играет «отдельно от музыки». Чтобы получить естественный звук, лучше всего будет не перекладывать проблему «с больной головы на здоровую» и поработать с мидбасом. Но если это невозможно (а оно часто невозможно по целому ряду причин), существует ряд решений: - уменьшаем объем корпуса. Жертвуя нижними частотами, мы все же получаем «цельное» звучание. - уменьшаем площадь порта и уменьшаем длину порта. Жертвуя эффективностью, получаем более широкий диапазон воспроизводимых частот. - уменьшаем объем и увеличиваем длину порта. Жертвуя "здоровьем" динамика, расширяем диапазон... Пример 3. Нужен более глубокий, более «мягкий» бас... - уменьшаем площадь порта. Жертвуя эффективностью, мы расширяем диапазон и уменьшаем разницу в громкости между частотами в центре диапазона, уменьшаем ГВЗ, получаем точный, низкий, приятный бас, но менее громкий... - уменьшаем объем, увеличиваем длину порта, уменьшаем площадь порта, в итоге изменений уровень ГВЗ падает вместе с эффективностью, а диапазон существенно расширяется с плавным спадом за пределами... Пример 4. Хочется «надавить» на соревнованиях... - в этом случае уменьшаем объем, увеличиваем площадь и длину порта, получаем рост эффективности в центре диапазона и резкий спад по краям, сам же диапазон смещается вверх ближе к резонансной частоте кузова. Для музыки не подойдет, но «надавить» уже куда веселее. Пример 5. Хочется много "инфры" c "ветерком"... - увеличиваем объем, увеличиваем площадь порта. Сдвигаем диапазон в "нужное" место и площадью порта увеличиваем эффективность, бинго, жертвуем всем в пользу эффективности на самых низких частотах. - увеличиваем объем, увеличиваем площадь порта, увеличиваем длину порта. Тот же самый результат, но в условиях, когда мощности недостаточно и есть некоторый "запас" в системе охлаждения. Пример 6. Нужно получить максимально качественный бас... - уменьшаем площадь порта. Теряем в эффективности, но получаем более широкий диапазон и уменьшаем ГВЗ. - уменьшаем площадь порта и уменьшаем объем. Теряем в эффективности еще больше, расширяем диапазон вверх и серьезно уменьшаем ГВЗ.... Пробуем! Полученный звук нестандартен и с помощью простых манипуляций с объемом корпуса или параметрами порта уже соответствует Вашей системе! Для персонализации большинства систем и этих знаний более чем достаточно. Однако профессиональный подход подразумевает более детальные и более точные изменения. Понимание того, за что отвечает изменение, мы уже дали, профессионалу же нужно нечто большее - это измеренные и предельно точные режимы работы, в которых возможно "выжать" максимум пользы из сабвуфера, предельно качественный звук, предельно высокий уровень громкости, предельно точный диапазон работы... Ответ на все эти вопросы один - тесты и эксперименты, о чем читайте в следующем разделе.
137->135->138->140->142->144->146->...
|
|
| |
Nikolai404 | Дата: Четверг, 09.02.2012, 23:46 | Сообщение # 7 |
 Завсегдатый
Группа: Администраторы
Сообщений: 1106
Статус: Не тут
| Раздел 3. Профессиональное тестирование ФИ… Предполагается, что человек, решившийся углубиться в процесс настройки на столько, обладает набором знаний, некоторым опытом в строительстве корпусов и общими представлениями об измерениях и измерительной аппаратуре. Профессиональный подход, в первую очередь, предполагает высокую точность. Только "на слух" нужную точность обеспечить невозможно, однако уши - это лучший инструмент, определяющий уровень ГВЗ. Для того, чтобы измерить все остальное, а именно, диапазон воспроизводимых частот и эффективность, нам потребуется профессиональный инструмент: 1. токовые клещи с режимом "PeakHold"; 2. вольтметр с режимом "PeakHold"; 3. измеритель звукового давления (рекомендуем SPL Bass Meter LSD); 4. набор синусоидальных сигналов(тонов) в диапазоне 20-100Гц с шагом 1Гц; 5. Пишущий инструмент и распечатанная таблица для записи результатов тестов. Подготовка к тестированию. Разбирать как работает измерительное оборудование мы не будем, об этом сказано в инструкциях по эксплуатации. Токовые клещи мы вешаем на плюсовой акустический провод между сабвуфером и усилителем, вольтметр - на плюсовой и минусовой акустические провода. Сенсор для измерения давления вешаем на лобовое стекло в нижний правый угол на расстоянии 10см снизу и 30см справа от граней стекла. Заряжаем носитель с синусами в магнитолу. Нельзя начинать тестирование с "ровного места", соберите рекомендованный нами корпус, но заранее предусмотрев возможности для увеличения и уменьшения объема, площади порта и длины порта. Это может быть одна или несколько "передвижных" граней корпуса, может быть набор внешних сменных портов. Предусмотрите максимум вариантов для изменений, это сэкономит Вам и время и деньги. Изначально установите все элементы салона в их привычное положение, так, как оно и должно быть при обычной повседневной эксплуатации. Так же, по возможности, не меняйте положение и направление динамика или порта. располагайте корпус так, как вы планируете его расположить в финальном варианте системы. Перед тем как начать, убедитесь, что на результаты тестов не окажет влияние ничего лишнее - выключите все эквалайзеры на магнитоле, настройте уровень на усилителе должным образом, выключите все фильтры, относящиеся к сабвуферу... Мы не рекомендуем использовать "паузу" для тестирования. Гораздо более безопасным будет плавное увеличение громкости от минимального значения к максимальному и такое же уменьшение.
137->135->138->140->142->144->146->...
|
|
| |
Nikolai404 | Дата: Четверг, 09.02.2012, 23:48 | Сообщение # 8 |
 Завсегдатый
Группа: Администраторы
Сообщений: 1106
Статус: Не тут
| Первый тест. Все подключено, корпус собран и установлен. Начинаем тестирование и заполнение таблицы... Включили синус 20Гц, измерили, записали результаты измерений, включили следующий синус, измерили, записали... Таким образом начальные данные в таблицу занесены, что же мы видим: 1. Диапазон воспроизводимых частот. Удобнее будет для начала взять максимальное значение звукового давления и определить диапазон по уровню -10Дб, то есть, вычесть из максимального полученного значения 10Дб и найти, на каких частотах выше и ниже располагается соответствующее значение. 2. Рабочий импеданс системы. Поделим значение напряжения на силу тока, получим рабочее сопротивление системы на каждой частоте. Таким образом, минимум импеданса придется на центральную частоту настройки порта, максимум - на границу зоны влияния порта. Теперь мы знаем, какое реальное сопротивление "видит" усилитель, как видите, оно отличается от номинального сопротивления сабвуфера в N раз, на основании этой пропорции теперь можем осознанно выбрать нужное сопротивление сабвуфера для оптимальной работы. 3. Эффективность. Умножим напряжение на силу тока, получим мощность, потребленную сабвуфером для достижения звукового давления. Поделив мощность на величину звукового давления, получим эффективность. 4. Включаем любимую запись, желательно с быстрыми ударниками и, слушая бас, определяем уровень ГВЗ. Бас должен быть точным и объемным, удары барабана четко различимы и не сливаются в единый "гул"... Запись должна быть высокого качества, и очень желательно, чтобы Вы слышали и помнили, как звучит записанный барабан в оригинале, то есть, "живьем". Вот она, наша "отправная точка", исследована и определена. Далее следует процесс настройки корпуса. Прежде чем продолжить, необходимо определить конечное назначение - максимально возможное качество, максимальный уровень звукового давления или компромисс между давлением и качеством в нужном диапазоне частот. Рассмотрим все 3 варианта подробнее. В большей мере все, что описано далее - это творческий процесс, предполагающий творческий подход. Мы даем лишь малую часть, наброски методики, которой можно пользоваться с переменным успехом. Все приведенные данные - воображаемые, важно понять методику и работать уже со своими данными.
137->135->138->140->142->144->146->...
|
|
| |
Nikolai404 | Дата: Четверг, 09.02.2012, 23:48 | Сообщение # 9 |
 Завсегдатый
Группа: Администраторы
Сообщений: 1106
Статус: Не тут
| 1. Качество(в народе - SQ или SoundQuality). Итак, начальные данные о работе сабвуфера у нас есть. Необходимо получить данные о работе мидбасового динамика. Отключаем сабвуфер, устанавливаем сенсор измерителя звукового давления, отключаем все фильтры и замеряем. Начиная со 100Гц, мы двигаемся вниз, записывая каждый результат. Когда следующий результат меньше предыдущего на 3 и более Дб, мы принимаем предыдущую частоту за нижнюю границу работы мидбаса. Смотрим что получилось, предположим мидбас работает от 75Гц и на этой частоте развивает давление 124Дб, что вполне обычно. Теперь смотрим на сабвуфер, он развивает такое же давление только на 61Гц, при этом на пиковой частоте развивает и 138Дб. Мы знаем, что уменьшив площадь порта, мы уменьшим и эффективность в центре диапазона и расширим диапазон. Делаем это, уменьшаем площадь порта на 10%, снова повторяем "первый тест" и смотрим как изменился диапазон работы сабвуфера. Давление в центре диапазона упало, ГВЗ упало так же, диапазон расширился, теперь верхняя граница с уровнем 124Дб уже на 63Гц, а в центре давление снизилось до 136Дб. Снова повторяем то же самое несколько раз... В определенный момент порт не сможет справляться с потоком воздуха и на нижних частотах появятся шумы - мы достигли предела пропускной способности, однако 124Дб у нас все еще лишь на 67Гц, а в центре диапазона все еще горб и 134Дб. Уменьшаем объем на 10% и смотрим что получилось - 124 на 69Гц, уменьшаем еще раз на 10% - 124 на 71Гц. То, что и надо, мидбас "подружили" с сабом, но "горб" в центре диапазона как был, так и остался. Удлинив порт на 10%, смещаем горб вниз, измеряем что получилось. По уровню 124Дб верхняя граница снова сместилась вниз, но на 1Гц, "горб" же сместился на 3Гц и потерял еще 1Дб. Уменьшаем объем и повторяем тест, возвращаем диапазон на место, увеличиваем длину и вновь повторяем тест.... Таким образом, в итоге добиваемся качественно звучащего сабвуфера без резких перепадов громкости, это значит, что никакого "гудения" уже не будет, в связке с мидбасом сабвуфер уже будет звучать. Однако, что делать если все еще не хватает точности. В этом случае пропорционально уменьшаем все параметры на 10%, это снизит ГВЗ, но снизит и эффективность, придется снова "подтянуть" диапазон вверх. Готово. Сложно, много работы, но результат того стоит, он достаточно точен и очень интересен в плане звучания. Проявляйте творческий подход: работа с шумо-вибро-изоляционными материалами выравнивает "горбы", работа над аэродинамикой порта позволит использовать еще меньшую площадь порта безо всяких "призвуков".....
137->135->138->140->142->144->146->...
|
|
| |
Nikolai404 | Дата: Четверг, 09.02.2012, 23:48 | Сообщение # 10 |
 Завсегдатый
Группа: Администраторы
Сообщений: 1106
Статус: Не тут
| 2. Максимальное звуковое давление (в народе - SPL или SoundPressureLevel). Задача получить максимум на одной частоте ни чем не легче предыдущей, но тестирование происходит немного иначе. Как и в случае с SQ, изначально некоторые данные мы уже имеем, но сейчас этого уже недостаточно. Первым делом определяем частоту, на которую будем настраивать корпус. Для этого удлиняем порт в 2 раза, смещая его влияние в самый низ диапазона, проводим тест. Видим, что максимум давления приходится на 50Гц, начинаем работать. Для начала определяем предполагаемый центр диапазона и настраиваем "центр" диапазона на 50Гц, ведь именно в центре диапазона у нас максимум давления. Для этого по 10% уменьшаем длину порта и тестируем весь диапазон после каждого изменения. Сравнивая результат на каждой частоте, видим то, как изменяется настройка центральной частоты диапазона. За конечный результат на этом этапе принимаем достижение максимального давления на 50Гц. Далее работаем над оптимальной нагрузкой на динамик. Для этого пропорционально увеличиваем объем и укорачиваем порт, иными словами, весь диапазон двигаем в одну сторону, а центральную частоту, на которой у нас максимум давления, в другую. Тест происходит поэтапно - увеличили объем, сделали тест, уменьшили длину порта, сделали тест и так далее... Если при увеличении объема и уменьшении порта результат только падает, то двигаемся в обратном направлении - уменьшаем объем и удлиняем порт. В результате теста мы определим, при каком соотношении объема и длины порта эффективность на нужной частоте оптимальна, динамик оптимально нагружен. Далее работаем с площадью порта. Тут все и просто и сложно - увеличиваем площадь порта на 10% и повторяем все те же самые действия с начала нашего SPL теста - снова увеличиваем длину порта вдвое, снова постепенно уменьшаем длину до максимального давления на 50Гц, снова работаем с пропорцией объем\длина порта. Таким образом находим максимально эффективный корпус для строго определенных условий. Но на этом SPL тестирование не заканчивается, тк результат вряд ли будет достойным, это только начало работы, самая легкая ее часть. Изменяя мощность, изменяя положение элементов салона, изменяя направление работы динамика или положение корпуса, все тесты необходимо начинать с нуля... Достойный результат - это тяжелый монотонный труд? все так же требующий творческого подхода.
137->135->138->140->142->144->146->...
|
|
| |
Nikolai404 | Дата: Четверг, 09.02.2012, 23:49 | Сообщение # 11 |
 Завсегдатый
Группа: Администраторы
Сообщений: 1106
Статус: Не тут
| 3. Максимальный результат в определенном диапазоне частот (в народе - SQL или SoundQualityLoud). Настройка системы представляет собой нечто среднее между SQ и SPL - необходимо получить максимум давления в нужном диапазоне частот. Все так же мы имеем исходные данные, нашу "отправную точку". Как правило, SQL системы имеют гораздо более развитый мидбас, работающий гораздо ниже и громче SQ, пусть с бОльшим уровнем ГВЗ, но ниже и громче. Так же, как и в SQ-подходе, сначала тестируем мидбас без сабвуфера и определяем нижнюю границу и замеряем уровнь, предположим это 135Дб на 57Гц. Наш стандартный корпус развивает 135Дб на 59Гц, при этом нижняя граница по этому же уровню составляет всего 44Гц. Видим, что диапазон работы сабвуфера выше, чем нам необходимо, увеличиваем объем, тем самым, смещаем верхнюю и нижнюю границы вниз. Тестируем и получаем результат 135Дб на 57Гц и те же 135Дб уже на 41Гц. Наша цель - максимальная эффективность на низких частотах, потому, дальше мы тестируем пропорцию объем\длина порта - увеличиваем объем, укорачиваем порт. Диапазон смещается вниз, затем, смещение компенсируется увеличением длины и сдвигом центральной частоты диапазона. Тестируем каждый шаг и в результате получаем как оптимально нагруженный динамик, так и максимально эффективный корпус в нужном нам диапазоне частот. Но как и в прошлом случае, получаем горб в центре диапазона. Уменьшаем площадь порта. Тестируем и видим, что диапазон расширился, но расширился вверх больше, чем вниз. Это результат падения пропускной способности порта, которое гораздо сильнее сказывается на нижних частотах, чем на верхних. Вновь увеличиваем объем чтобы "притянуть" диапазон вниз. Тестируем. Уменьшаем длину порта, и снова тестируем... Увеличиваем площадь порта и все с начала... Таким образом, в результате у нас получается максимально широкий диапазон частот, на сколько это возможно с сохранением высокой эффективности. ГВЗ остаются такими, как они и получились, чтобы снизить ГВЗ, необходимо увеличить или количество сабвуферов, или их площадь... Как Вы видите, профессиональный подход гораздо более точен, однако в еще большей степени требует проявить творчество в работе. Пробуйте и достигайте своих высот! Мы в DD желаем Вам наилучших возможных результатов, создаем технику, которая по настоящему достойна самых сложных проектов, с помощью которой путь к заветным вершинам, к наилучшему звуку существенно короче. Удачи и побед!
137->135->138->140->142->144->146->...
|
|
| |
Uni | Дата: Четверг, 09.02.2012, 23:50 | Сообщение # 12 |
 Завсегдатый
Группа: Проверенные
Сообщений: 966
Статус: Не тут
| столько интересного сегодня за день, завтра почитаю 100%
|
|
| |
Nikolai404 | Дата: Пятница, 10.02.2012, 00:19 | Сообщение # 13 |
 Завсегдатый
Группа: Администраторы
Сообщений: 1106
Статус: Не тут
| люди из DD доступно и понятно обьяснили принцип настройка корпуса типа ФИ под конкретные нужды. Uni, тем кто увлекся автозвуком необходимо внимательно прочесть эту статью
137->135->138->140->142->144->146->...
|
|
| |
als173 | Дата: Пятница, 10.02.2012, 02:38 | Сообщение # 14 |
 E&S_tuneClub
Группа: Проверенные
Сообщений: 2039
Статус: Не тут
| Nikolai404, полезная весчъ!
|
|
| |
Andryshka | Дата: Пятница, 10.02.2012, 08:09 | Сообщение # 15 |
 E&S_tuneClub
Группа: Партнеры
Сообщений: 1713
Статус: Не тут
| гуд! седня на работе как будет свободное время тоже почитаю
|
|
| |
motor2106 | Дата: Пятница, 10.02.2012, 08:57 | Сообщение # 16 |
 E&S_tuneClub
Группа: Проверенные
Сообщений: 2259
Статус: Не тут
| вот мне как раз надо короб доработать))
сдать в утиль может каждый, а вот дать машине вторую жизнь....
|
|
| |
Denis | Дата: Четверг, 22.03.2012, 15:27 | Сообщение # 17 |
E&S'ник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Статус: Не тут
| к кому можно обратится за помощью с разработкой коробаса?)
|
|
| |
ivvvs | Дата: Четверг, 22.03.2012, 16:19 | Сообщение # 18 |
 Продвинутый
Группа: Проверенные
Сообщений: 607
Статус: Не тут
| Denis, Ко мне Телефон знаешь
Сообщение отредактировал ivvvs - Четверг, 22.03.2012, 16:19 |
|
| |
Denis | Дата: Четверг, 22.03.2012, 16:31 | Сообщение # 19 |
E&S'ник
Группа: Проверенные
Сообщений: 115
Статус: Не тут
| блин, телефон потерян) скинь в личку пожалуйста)
|
|
| |
|
|
|
|
|